<

Аким и Анна

09.08.2017 09:51

Аким и Анна

Народно-христианский праздник Аким и Анна отмечается 22 сентября (9 сентября по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь вспоминает родителей Девы Марии (Богородицы) – святых Иоакима и Анну.

Другие названия праздника: Поднесеньев день, День рожениц, Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны.

22 сентября молодые семьи зазывали соседей в гости: «К нашей хлеб-соли, милости просим!», говорили они и угощали гостей круглыми пирогами. Было принято, чтобы молодые родители или даже еще бездетные новобрачные дарили подарки близким людям. Как правило, родные получали от них в дар круглые пироги.

Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана ро­дился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери.

Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священ­ника Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра. Сей священник Матфан имел женою Марию, из колена Иуди­на, из города Вифлеема и трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пре­святой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет.

Супруги сии, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раз­давали нищим. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.

Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Традиции и обряды на Аким и Анна

Главные традиции 22 сентября - Молитвы о зачатии ребенка, воспоминания об умерших родителях, новобрачные угощают круглыми пирогами, избавление от старой одежды.

- Традиционно в этот день семьи обновляют огонь в домах, сжигают старую одежду, чтобы их не одолели болезни, сглазы и порчи, а детей выставляют на порог и обливают водой.

- Новобрачные пекут круглые пироги и угощают родню, а в семьях накрывают широкие столы и приглашают повитух на пиршество.

- Дети обязаны попросить прощения у родителей и поклониться им. В этот день вспоминают об умерших родителях, а также молятся святым о зачатии ребенка.

- День Акима (Иоакима) и Анны, который является попразднеством Рождества Богородицы, на Руси называли еще Днем рожениц. Оба святых считаются покровителями рожениц и бездетных женщин. В этот день поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Для этого пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. Согласно поверью, если бездетная женщина в этот день помолится Богоотцам о ребенке, то ее мольбы будут услышаны и обязательно исполнятся.

- Отличался этот праздник обрядовой кашей, которая получила название мирской, поскольку варилась «всем миром». Каша всегда была особым кушаньем, ведь она сопровождала человека от рождения (рожениц кормили и на крестинах подавали особую кашу) до смерти (ею же поминали усопших). Отлично подходит она и для бытовой магии - ведь она идеальна для наговоров, поскольку несет положительную энергию лета, солнца и дождя, а заговоры на нее имеют особую силу, часто превосходящую многие другие способы изменения действительности.

- Если на Пречистую (21 сентября) к молодоженам в гости приходили родственники, то на Акима и Анну было принято звать в гости соседей. Соседи играли важную роль в жизни крестьянской семьи, ведь именно к ним обращались за помощью или чтобы поделиться радостью. Соседи и «формировали общественное мнение», говоря современным языком, о новой молодой семье, поэтому угощение соседей в этот день было одним из важных шагов в этом направлении. Молодожены в первый год совместной жизни старались продемонстрировать хорошие отношения между собой и умение вести хозяйство.

- На Руси с приходом гостей было связано много обрядов. В основе ритуала лежал обмен приветствиями между гостем и хозяином. Прежде всего хозяин должен был выразить радость по поводу прихода гостя, потом спросить о здоровье и благополучии семьи, поинтересоваться тем, как гость добрался до дома. В ответ гость приветствовал хозяина и сообщал ему о цели визита, хотя о нем и так уже было известно заранее. В древности считалось, что гость – это представитель высших сил. Даря подарки и произнося тосты, он несет в дом благополучие.

Приметы и поговорки на Аким и Анна

  • Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.
  • Детей, рожденных в этот день, ждут в жизни много перемен. Им сопуствует удача.
  • Если человек родился 22 сентября, то его талисманом будет берилл.
  • Если бездетная женщина в этот день станет молиться Богоотцам о ребенке, то ее мольбы будут услышаны и исполнятся.

Именины 22 сентября

Никита, Григорий, Иосиф, Александр, Сергей, Алексей, Дмитрий, Анна, Афанасий, Василий.

2024 © "Непознанный и потусторонний мир". Все права защищены. Копирование, перепечатка или любое другое использование материалов только с разрешения администрации сайта. Содержание сайта не рекомендовано лицам не достигшим 16 лет.