Аким и Анна
Народно-христианский праздник Аким и Анна отмечается 22 сентября (9 сентября по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь вспоминает родителей Девы Марии (Богородицы) – святых Иоакима и Анну.
Другие названия праздника: Поднесеньев день, День рожениц, Память праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
22 сентября молодые семьи зазывали соседей в гости: «К нашей хлеб-соли, милости просим!», говорили они и угощали гостей круглыми пирогами. Было принято, чтобы молодые родители или даже еще бездетные новобрачные дарили подарки близким людям. Как правило, родные получали от них в дар круглые пироги.
Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери.
Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра. Сей священник Матфан имел женою Марию, из колена Иудина, из города Вифлеема и трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет.
Супруги сии, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
Традиции и обряды на Аким и Анна
Главные традиции 22 сентября - Молитвы о зачатии ребенка, воспоминания об умерших родителях, новобрачные угощают круглыми пирогами, избавление от старой одежды.
- Традиционно в этот день семьи обновляют огонь в домах, сжигают старую одежду, чтобы их не одолели болезни, сглазы и порчи, а детей выставляют на порог и обливают водой.
- Новобрачные пекут круглые пироги и угощают родню, а в семьях накрывают широкие столы и приглашают повитух на пиршество.
- Дети обязаны попросить прощения у родителей и поклониться им. В этот день вспоминают об умерших родителях, а также молятся святым о зачатии ребенка.
- День Акима (Иоакима) и Анны, который является попразднеством Рождества Богородицы, на Руси называли еще Днем рожениц. Оба святых считаются покровителями рожениц и бездетных женщин. В этот день поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Для этого пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. Согласно поверью, если бездетная женщина в этот день помолится Богоотцам о ребенке, то ее мольбы будут услышаны и обязательно исполнятся.
- Отличался этот праздник обрядовой кашей, которая получила название мирской, поскольку варилась «всем миром». Каша всегда была особым кушаньем, ведь она сопровождала человека от рождения (рожениц кормили и на крестинах подавали особую кашу) до смерти (ею же поминали усопших). Отлично подходит она и для бытовой магии - ведь она идеальна для наговоров, поскольку несет положительную энергию лета, солнца и дождя, а заговоры на нее имеют особую силу, часто превосходящую многие другие способы изменения действительности.
- Если на Пречистую (21 сентября) к молодоженам в гости приходили родственники, то на Акима и Анну было принято звать в гости соседей. Соседи играли важную роль в жизни крестьянской семьи, ведь именно к ним обращались за помощью или чтобы поделиться радостью. Соседи и «формировали общественное мнение», говоря современным языком, о новой молодой семье, поэтому угощение соседей в этот день было одним из важных шагов в этом направлении. Молодожены в первый год совместной жизни старались продемонстрировать хорошие отношения между собой и умение вести хозяйство.
- На Руси с приходом гостей было связано много обрядов. В основе ритуала лежал обмен приветствиями между гостем и хозяином. Прежде всего хозяин должен был выразить радость по поводу прихода гостя, потом спросить о здоровье и благополучии семьи, поинтересоваться тем, как гость добрался до дома. В ответ гость приветствовал хозяина и сообщал ему о цели визита, хотя о нем и так уже было известно заранее. В древности считалось, что гость – это представитель высших сил. Даря подарки и произнося тосты, он несет в дом благополучие.
Приметы и поговорки на Аким и Анна
- Длинная паутина летит к ясной осени и нескорому снегу.
- Детей, рожденных в этот день, ждут в жизни много перемен. Им сопуствует удача.
- Если человек родился 22 сентября, то его талисманом будет берилл.
- Если бездетная женщина в этот день станет молиться Богоотцам о ребенке, то ее мольбы будут услышаны и исполнятся.
Именины 22 сентября
Никита, Григорий, Иосиф, Александр, Сергей, Алексей, Дмитрий, Анна, Афанасий, Василий.