Антип Водогон
Народно-христианский праздник Антип Водогон отмечается 24 апреля (11 апреля по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти святого мученика Антипы Пергамского, епископа.
Другие названия праздника: День Антипа, Антип-половод, «Половод», Водопол, Водополье.
День считался неподходящим для посадок, поэтому крестьяне 24 апреля в поле не работали.
Название «Водогон» праздник получил за активное половодье, которое в этот день находится в самом разгаре.
История
Праведный Антипа жил в I веке в Пергаме, третьем по величию городе древнего мира. Он занимал кресло епископа. Царствовавший в то время император Нерон издал указ казнить всех, кто не поклонялся идолам. Антип храбро продолжил проповедовать. Твердостью своей веры он послужил примером жителям города, которые стали уклоняться от подношения даров идолам.
Языческие жрецы восстали против епископа и требовали от него жертвоприношения. Они обвинили Антипа в том, что их боги покинули город и отказались охранять его. Епископ в ответ обличил языческих истуканов и их поклонников в беззаконии и пороках. Разгорелась ссора. Жрецы схватили Антипа, принесли в один из своих храмов и бросили в раскаленную печь для жертвоприношений в виде медного вола.
В печи Антипа попросил Господа принять его душу, после чего мирно умер. Ночью пришли христиане, которые хотели похоронить мученика. Они обнаружили, что его тело не тронул огонь. Лицо Антипа было спокойным, как бы уснувшим. Его останки предали земле в Пергаме, после чего у гробницы мученика неоднократно происходили чудеса исцеления от различных болезней.
Традиции и обряды
Главные традиции 24 апреля - лечение зубной боли; неблагоприятный день для посева и посадки.
- День Антипы Пергамского назывался «Водогоном» — поскольку в этот день половодье было на самом пике. Люди говорили: «Антип очищает реки ото льда»; «Антип воду распустил», — потому что льдин к этому времени почти не оставалось. Однако бывали годы, когда реки к 24 апреля даже не вскрывались — это обещало плохой урожай хлеба и неблагополучное лето. Если же вода разливалась широко — следовало ждать плодородного года: «Была бы водица, а хлеб народится».
- В народе священномученика Антипу считали «целителем разных человеческих болезней, а в особенности утешителем зубной боли». Связано это было с тем, что святой при жизни был наделен даром исцеления и многим помог обрести здоровье. К Антипе обращали свои молитвы люди, прося выздоровления от различных недугов, особенно от зубной боли. Антипа также славился лечением глухоты, слепоты и других болезней связанных с головой.
- Когда у крестьян заболевали зубы, они никогда их не вырывали, а только клали на больной зуб мелкую серебряную монетку, держали некоторое время, затем вынимали и делали в ней дырочку. После чего монетка на веревочке вешалась на икону святого Антипы. После этого боль быстро утихала.
- Существовало великое множество заговоров-заклинаний от зубной боли. У каждого знахаря были свои, только ему известные. Одни читали так: «Месяц в небе, медведь в лесу, камень в поле. Все вы - три брата. Как сойдутся в чистом поле гулять, тогда только у раба Божьего (имя), молитвенного и крещеного, начнут зубы играть. Тьфу, тьфу, тьфу!». Другие заговаривали по-своему: «Ты, мисяцю молодый! Пытай ты мертвых и живых: у мертвого зубы не болять? У мертвого зубы николы не болять, кости задубилы, зубы занимилы. Даруй, Господи, чтоб у мены, раба Божьего (имя), зубы занимилы, николы не болилы». Третьи брали небольшую кисть красной рябины, водили ею вокруг больных зубов по часовой стрелке и три зари читали: «Рябина, рябина, по веку тебя не есть, уничтожь мою болезнь!» После этого эту рябину обязательно выбрасывали.
- Если надо было вырвать зуб, то считалось, что его можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды, потому что понедельник - день ведьм и русалок. В жертву им и приносили вырванный зуб. Но не каждому дано было вылечивать болезни заговорами. Больше всего это удавалось тем, кто был рожден в семье первым, а в особенности последним.
- Наблюдали в этот день и за погодой. Дожди предвещали, что в лесу будет много грибов. А если ударят заморозки, то обильно пойдут грузди. На Антипа крестьяне никогда не проводили полевые работы — семян не сеяли, рассаду не высаживали. День считался неблагоприятным для посева и посадки. Это было связано с избытком воды в почве, что могло привести к загниванию семян, а также с неустойчивой погодой.
Приметы и поговорки
- На рассвете небо красное – вся весна будет ненастной.
- На Антипа Водогона пошел дождь, значит, уродятся грибы.
- Если после паводка пошел снег, то озимые не уродятся, а плохая погода продлится еще месяц.
- Если реки вскрылись, значит, год будет хлебородным, и наоборот.
- Если на реке еще остался лед, то лето будет холодным.
- Если верба распушилась, значит, зима ушла и больше не вернется.
- Родившимся 24 апреля следует носить корунд.
Именины 24 апреля
Иван, Ефим, Яков, Петр, Прохор, Николай.