Скандинавские руны
Взгляните, как ветвятся, множатся изломанными линиями скандинавские руны! Древние письмена, окутанные тайнами, всегда влекли к себе человечество. Какие знания скрывают эти загадочные символы? Какими откровениями хотели поделиться с нами, потомками, люди давно ушедшей эпохи? И пусть прошло уже более девяти веков с тех пор, как латынь сменила собой руны, они все еще продолжают привлекать историков и исследователей.
Сегодня известно более пяти тысяч памятников рунических надписей. Большая часть их (около трех тысяч) была обнаружена на территории Швеции. Однако распространена такая письменность была гораздо шире – свидетельства пользования рунами находят в Исландии, Гренландии, на Британских островах и даже у восточноевропейских славян.
Для древних германцев руны имели мистическое, сакральное значение. Даже само их название содержит в себе корень «ru», означающий тайну, а в древненемецком языке можно встретить слово «runen», которое переводится как «таинственно шептать». Порядок символов в руническом алфавите – футарке – уникален. Он делится на три рода – аттира (иначе «эттира»), в которых содержится по восемь рун. Первоначальный смысл и даже названия были утрачены, а нынешние скандинавские руны реконструированы по более поздним памятникам. Так, благодаря Старшей Эдде, стало возможным установить, какие значения вкладывали древние в те или иные символы. Например, руна Raidu (Райдхо) означала «путь», Sowilu (Совило или Соулу) – «Солнце», Ehwaz (Эваз) – «лошадь», а Berkana (Беркана) – «березовая ветвь».
Для разделения слов вместо пробелов ставились знаки препинания: двоеточия, точки и кресты. Обычно руническое письмо велось слева направо, однако в ранних источниках можно встретить и более любопытный вариант – «бустрофедон». В нем направление письма меняется поочередно: если одна строка пишется слева направо, то другая должна идти справа налево, и так далее. При этом руны, написанные в обратном направлении, вдобавок имели зеркальное начертание. Удивительно, но тот же прием встречается не только у скандинавов, но и в южноаравийском, греческом и некоторых других письмах. Существуют даже кириллические надписи, сделанные похожим образом.
Скандинавские руны часто наносились на украшения и оружие, что должно было придать им магические свойства. Одним из древнейших памятников рунического письма считается костяной гребень воина, обнаруженный в болоте на датском острове Фюн. Нередко надписи высекались и на больших каменных плитах (рунических камнях) – обычно их оставляли викинги в честь своих побед или в память о павших товарищах. Больше всего таких камней найдено в Швеции, где они по праву считаются национальным достоянием. Самая богатая коллекция рунических камней также находится в шведском университете Уппсалы.
Происхождение скандинавских рун
Значение и происхождение рун до сих пор остается тайной – количество гипотез, правдоподобных и не очень, велико, но однозначного ответа, откуда взялись руны, до сих пор нет. Исаак Тейлор считал, что руны это наследники греческого алфавита, а создатели рунического письма – племена готов. Другие ученые усматривают сходство таинственных знаков с греческой скорописью.
Греко-латинская версия происхождения рун не так популярна, как следующая, северноэтрусская, согласно которой, руны произошли от одного из алфавитов, принадлежавших северным этрускам. Еще одна любопытная версия происхождения – семитская – роднит рунический алфавит с лидийским и финикийским, в которых имеются точные аналоги некоторых рун, например, руны беркана. Значение и история создания рунического алфавита – тайна за семью замками. Рунологи стремятся раскрыть ее, но до сих пор не знают, служили ли руны связными между людьми и богами, либо просто задумывались как алфавит.
Существует, однако, и мистические версии происхождений рунического письма. Профессор Сигурд Агрелл из Лундского университета утверждал, что руна феу не первая, а последняя, замыкающий рунический знак алфавита. Сам рунический алфавит представлялся неким таинственным посланием. Научный мир теорию Агрелла отверг, однако, у профессора и его версии нашлись последователи, которые опубликовали ряд монографий.
Согласно скандинавскому мифу руны открылись Одину. Бог пронзил себя копьем и девять дней и ночей провисел, пригвожденным к Мировому древу. По истечению срока, Один, отказывавший себе все это время в еде и питье, утолил жажду шаманским медом и услышал руны. Первые были начертаны богом тут же, вместо чернил Один использовал собственную кровь, вместо писчего инструмента – копье. Так руны были начертаны на Мировом древе.
Существует 24 рунических знака, их называют старшими рунами. Рунические знаки разбиты на три рода, аттира.
Первая, руна феу, которую Агрелл считал последней, означает скот или имущество. Руна феу, однако, не является сугубо материальной, она связана и с душевными ценностями. Ее трактуют как руну благополучия, не омраченного самоудовлетворением.
Силы начала и разрушения
Уруз или Сила действует на физический и тонкий миры, в событийном плане, однако, сила это всеобъемлющего, объединяющего свойства. Уруз заключает в себе и женское, и мужское начала. Она является источником энергии, необходимой для великих свершений, любви и дружбы.
Турисаз – могучий рунический знак, он обладает мощной, но тяжелой энергетикой. Турисаз наделяет энергией к размышлению, способствует медитативному настрою. Название рунического символа переводится как «шип» или «черт», так что острота, которая должна быть присуща живому, быстрому, все подмечающему уму, отличительная черта рунического знака.
Райдо или символ пути обладает силою воздействовать на событийный план. Райдо это знак гармонии и объединения. Руна райдо призвана облегчать путь идущим. Знак благоволит путешественникам, отвращая от них беды и превращая путешествие в действо захватывающее и увлекательное, ибо, как сказано, дорогу осилить идущий.
Кано, знак воплощения, в одной версии переводящийся как «факел», в другой как «язва». Символ упоминается в трех рунических поэмах, в англосаксонской – это факел, который горит бледным, ярким пламенем, отмечая место, «где сидят князья». Кано используют для привлечения талантов, ибо знак сопутствует воплощению задуманного путем сосредоточения воли.
Руна хагалаз это знак разрушения, стихийных бедствий, природного буйства. Хагалаз способна разомкнуть «волшебный» событийный круг, который обладает весьма неприятным свойством – засасывать попавшего туда человека подобно водовороту. Руна хагалаз означает гибель и разрушение и имеет непосредственное отношение к германской богине Скади. Руна хагалаз – первая во втором роде футарка. Написание хагалаз напоминает латинское N.
Лед и солнце
Наутиз или нужда символизирует усилие, которое после долгих попыток, вдруг увенчалось успехом. Наутиз может поддержать в трудные времена, однако, требует эмоциональной сдержанности. Удача обязательно придет, говорит десятая руна футарка, однако, чтобы добыть ее придется постараться.
Руна иса просто – прямая вертикальная черта. Иса или лед способна влиять на событийный план и процессы, протекающие в человеческом теле. Руна иса может приостановить ход событий или какой-либо болезненный процесс. Иса так же связана с духовным состоянием человека. Руна иса может свидетельствовать о духовной зиме, которая наступает вследствие охлаждения отношений. Однако, руна эта может быть предвестником весны и скрытого развития.
Йера или год, а так же урожай совершенно четко свидетельствует о завершении начатого и плодах деяний. Любопытно написание рунического знака, напоминающей две расходящиеся стрелы. Йера немного напоминает плуг, недвусмысленно указывая на связь с земледелием. Благоволит только законным делам и свершениям.
Руна перт или колодец памяти, куда окунается каждый, кто хочет возродиться в новом качестве. Любопытно, перт – знак, значение которого наверняка неизвестно. Руна перт носит названия так же Чаши судьбы и некого Жребия. Перт воплощает тайные знания, законы мироздания. Руна перт так же способна сорвать покровы тайн и загадок и открыть на истину.
Соулу или солнце – символ целостности. Может значить некий итог. Шестнадцатый рунический знак футарка, соулу подталкивает человека к самоосознанию и самовыражению. Руна соулу обладает энергетикой дневного светила. Перевернутая руна соулу не несет в себе негативных значений – руна соулу однозначно свидетельствует о звездном часе, тепле и любви, пришедшим в жизнь.
Человек и бог
Тейваз принадлежат 3 аттиру, тогда как руна соулу замыкает второй аттир. Тейваз или Тюр отождествляется с одноруким богом воинской доблести. Бог лишился руки в схватке с Мировым Волком. Тейваз – руна не только доблести и бесстрашия, она помогает в борьбе против собственных темных сил, заключенных в каждом из нас.
Беркана или береза, а то и березовая ветка – знак роста, как физического так и духовного. Беркана это движение и рост, ведущий к плодородию. Символ, способствующий возрождению и рождению нового начала.
Манназ в переводе значит человек. Руна манназ непростая, знак символизирует «собственное Я». Манназ – руна, которая призывает к уступчивости и скромности, так же сосредоточенности и умеренности в делах.
Лагуз – руна замечательная. Лагуз или озеро прочно ассоциируется с ивою. Лагуз – вода скорее проточная, чем стоячая. Отвечает рунический знак за интуитивное восприятие мира и событийного потока. Руна эта представляет собой единицу, отраженную в зеркале.
Ингуз – двадцать вторая руна футарка, ассоциирующаяся с богом плодородия, могущественным Ингви. Перевернутая ингуз значит то же, что и прямая – знак недвусмысленно заявляет о том, что пришло время счастливых перемен. Символ счастливого завершения – ромб – призывает к избавлению от старого, чтобы освободить место новому.
Кого возлюбят боги
Отал в переводе значит род. Написание отал указывает на расходящиеся пути. Руна отал символизирует избавление от старых привычек, отношений, которые изжили себя. Отал призывает к твердости воли, которая необходима, чтобы разорвать ненужные связи. Руна отал указывает на собственность, владеть которой можно лишь расставшись с чем-то. Руна отал – знак правильного, должного выбора.
Рунический знак наследия не стоит путать с феу, первой руной футарка. Феу, посвященная богу и богине плодородия, означает не только имущество, но и пламя. Источником богатства в Северных странах служат прежде всего способности человека, самой главной из которых является способность оказывать посильную помощь окружающим.
Скандинавские народы, англосаксы и германцы твердо знали, что боги даруют удачу и везение тому, кто не только бесстрашен, смел и благороден, но и тому, кто не чуждается изнурительного труда. Помнили скандинавские народы и о бедах, которые способно принести богатство без любви и сострадания. Богатство, считали они, есть всего лишь удобство, которым делиться тот, кто оказался удачливее своих собратьев, ежели только желает он и дальше пользоваться милостью капризных богов.