Акиндин и Пигасий
Народно-христианский праздник Акиндин и Пигасий отмечается 15 ноября (2 ноября по старому стилю) каждого года. В церковном календаре это дата почтения памяти святых Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и других мучеников.
Другие названия праздника: Житницы, Акиндинов день, Акундинов день.
В народе его еще называют Житницами – за то, что в этот день люди молятся о сохранении зерна. Этот день посвящался огню. В домах растапливали печи, подле которых грелись все члены семьи. Вечерами, чтобы скоротать время, рассказывали друг другу разные истории.
Акиндин, Пигасий и Анемподист служили при дворе царя Сапора II. Они тайно проповедовали христианство. Когда правитель начал гонения на христиан, ему было донесено об их вере. Тогда эти придворные предстали перед царским судом и подтвердили слухи о своей вере. Он повелел избить их плетями, но они не издали ни единого стона и крика. От повисшего в воздухе напряжения Сапор потерял сознание. После молитвы Акиндина, Пигасия и Анемподиста царь пришел в себя и велел повесить их над костром, чтобы они задохнулись от поднимающегося вверх дыма. Но огонь погас, а веревки развязались. Святые мученики поведали царю, что их оберегает Господь Бог от смерти.
Тогда Сапор в гневе начал ругать имя Господа и онемел. Придворные и палачи не могли понять жестов царя, который хотел, чтобы мучеников отвели в тюрьму. Тогда Акиндин сжалился над ним и произнес молитву, которая избавила Сапора от немоты. Взбешенный царь велел возобновить пытки: привязать святых к решетке и развести под ней костер. Внезапно пошел дождь и загасил пламя. Тогда многие придворные поверили в Иисуса Христа и приняли Крещение дождем.
Палач попросил прощения у святых и без страха пошел на казнь. От язычества отреклись мать царя и вельможа Елпидифор. Тогда Сапор приговорил всех к казни через отрубание головы. Когда мучеников повели на казнь, к процессии присоединились тысячи христиан. Сапор велел уничтожить всех шедших за ними, а святых, включая и свою мать, сжечь на следующий день.
Уцелевшие христиане пришли ночью на место казни, нашли тела святых мучеников и захоронили их с почестями. Огонь не повредил их, но души вознеслись на небеса.
Традиции и обряды на Акиндин и Пигасий
Главные традиции 15 ноября - гадание на судьбу, загадывание желаний; молотьба зерна; развешивание на зерно оберегов от огня.
- По народному поверью, в этот день Акиндин и Пигасий осматривали житницы. Нерадивых хозяев наставляли или даже строго наказывали, а радивым с радостью помогали. Как лучше управиться с собранным урожаем, как надежнее его сохранить – эти вопросы для наших предков главным образом были связаны с тем, в каком состоянии находятся амбары, клети, приготовлены ли они, годны ли для хранения зерна.
- На Руси житницы выносились за пределы двора, они стояли в поле, срубленные так же надежно, как и избы. Внутри житниц – пол и потолок, а вдоль стен отгороженные закрома, сусеки, засеки. В некоторым местах России и поныне можно увидеть заброшенные полуразвалившиеся амбары, которые, как будто старые седые путники, что крепкой дружиной стояли прежде возле крестьянских дворов, собираясь в путь, поднимаются, кряхтя, с земли.
- С Акундинова дня по всей Руси постоянно слышался перестук мялиц и цепов, повсеместно шла молотьба. Мужчины обмолачивали зерновые, а женщины мяли коноплю и лен, подготавливая их к последующему прядению. С этого дня особенно почитались обряды оберега зерна в закромах, потому как зерно могло подвергнуться неблагоприятным воздействиям влажности и набегам мышей.
- Почитались также и обережные обряды на свет. Про этот день наши предки говаривали: «Акундин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит». В этой поговорке отражались два значимых для народа явления. Во-первых, убывал световой день, следовательно, все работы, какие возможно, нужно было переносить в дом и выполнять их при свете лучины или свечи. Кроме того, с этого времени в овинах активно начинали сушить зерно, разводя под ним огонь. На этом огне крестьянские дети любили печь картошку и рассказывать разные истории про духов, обитающих в деревенских постройках, — овинника, гуменника, рижника.
- В народе верили, что овны и риги населены домовыми, которые никогда не показываются людям в своем настоящем виде, а предстают лишь в обличье человека. Овинник не считался злым духом. По крайней мере, топить овин и сушить зерно он никому не мешал. Нужно было лишь предварительно попросить у него разрешения на эту работу. Впрочем, если кто-нибудь обижал овинника, он мог в гневе спалить весь урожай, перекинув огонь на снопы.
Приметы и поговорки на Акиндин и Пигасий
- Если по небу плывут редкие облака или небо вовсе чистое, то вскоре наступят холода.
- Если на Акиндина и Пигасия дороги развезло, то морозы придут только в декабре.
- Если синица жмется к избе, то скоро наступит зима.
- Если синицы начинают чаще обычного вылетать из гнезда и клевать кору деревьев, то погода вскоре поменяется в худшую сторону.
- Если галки стаями подлетают к дому, то скоро пойдет снегопад.
- Этот день хорош для покупки вещей и одежды.
- Родившиеся 15 ноября обычно доживают до старости. Они отличаются тем, что поздно ложатся спать. Носить им следует гранат.
- Вороны кричат в сторону юга - к теплу.
- Атмосферное давление понижается - к облачной погоде, с осадками.
- Вечернее небо затуманилось - к ветру.
- Шишек кедровых урожай бедный - к слабой зиме.
Именины 15 ноября
Доминика, Константин.